Содержание статьи
Основы гребли
Не существует идеальной техники гребли, так как каждый спортсмен обладает собственной техникой и пониманием процесса. Из этого следует, что главная задача тренера по гребле – адаптация индивидуальной техники спортсмена к тем или иным условиям. Главным элементом процесса гребли является непосредственно гребок. Он состоит из двух этапов: начало/зацеп/захват и конец. Чистота выполнения на обоих этапах влияет на скорость движения, баланс и траекторию лодки. Кстати говоря, в зависимости от направления гребка лодка может двигаться как горизонтально, так и вертикально.
С увеличение количества гребцов в лодке влияние качества гребка на ход лодки возрастает. В идеале все спортсмены должны одновременно начинать и заканчивать грибок. В действительности, даже у самых лучших команд в мире гребцы работают не одновременно. Иногда разница достигает десятых и даже сотых частей секунды, но она все же есть.
Виды академической гребли
Гребля бывает парной и распашной. В первом случае спортсмен работает двумя веслами, каждое из которых он держит одной рукой. А во втором – гребля происходит одним веслом, которое держится двумя руками.
В экипаж лодки может входить один, два, четыре или восемь гребцов. В некоторых классах регламентируется вес спортсмена. Состязаться в такой дисциплине, как гребля академическая, могут мужчины и женщины.
В Олимпийскую программу входят такие классы академической гребли:
- Одиночная.
- Двойка парная, двойка распашная и двойка парная легкого веса.
- Четверка распашная и парная.
- Восьмерка.
Это только олимпийская академическая гребля. Соревнования на мировых чемпионатах более разнообразны:
- Одиночка малого веса.
- Двойка мужская распашная с рулевым, двойка мужская распашная легкого веса.
- Четверка мужская распашная с рулевым, четверка парная легкого веса.
- Восьмерка мужская легкого веса.
Во всех классах, где не был указан пол спортсменов, состязаться могут как мужчины, так и женщины.
Вес рулевого регламентируется правилами. Если рулевой весит меньше нормы, то лодку подгружают балластом. Пол рулевого не зависит от пола других членов экипажа. Таким образом, в женском экипаже может быть рулевой мужчина и наоборот. Олимпийские игры являются исключением – здесь вся команда должна быть одного пола. На коммерческих турнирах иногда допускается, чтобы в экипаже были одновременно и женщины, и мужчины.
Классификация гребцов
В данном виде спорта есть четкое различие между гребцами парного и распашного весел. Спортсмены, которые работают с распашными веслами, бывают загребными и баковыми. Первые держат весло с левой стороны, а вторые – с правой. Как показывают расчеты, для ровного хода лодки загребные члены экипажа должны прикладывать на 5 % больше усилий, нежели баковые. В команде с четырех или восьми спортсменов самые сильные из них садятся ближе к носу.
Особенности
Гребля академическая весьма значительно отличается от гребли на байдарке и каноэ. Отличия касаются как способа движения, так и уровня нагрузок, получаемых спортсменом. В данном виде спорта задействовано порядка 95 % мышечных групп человека. Вот главные отличия от гребли на байдарках и каноэ:
- Дистанция. Она может варьироваться от 0,5 до 160 километров. Все зависит от характера гонок. Юниоры «Б» (до 16 лет) плавают на 0,5-1 км. Юниоры «А» (от 16 до 18 лет) – на 1-2 км. У всех остальных стандартом считается 2-километровый заезд. А дистанции более 2 километров относятся уже к марафонским.
- Способ движения. Характерной чертой академической гребли является движение спортсменов спиной вперед. Держаться заданной траектории спортсменам помогают буйки.
- Скорость движения. Средняя скорость для лодки в академической гребле составляет порядка 20 км/ч. На рывках (старт и финиш), она увеличивается до 30 км/ч. Это последний показатель, которым отличается академическая гребля. Восьмерки, кстати говоря, самые скоростные, как на рывках, так и посредине дистанции.
Лодки
Лодка для академической гребли представляет собой легкое, узкое, удлиненное судно, которое имеет подвижные сидения и вынесенные за борт вертлюги для крепления весел. Лодки могут быть учебными и гоночными. В первом случае судно немного шире, а его борта – выше. Изначально лодки изготавливались исключительно из дерева. Исходя из способа обшивки, появилось разделение суден на «Клинкеры» и «Скифы». Лодка «Клинкер» обшивалась продольными рейками, а «Скиф» – шпоном или фанерой, из ценной породы дерева. Позже на смену фанере и шпону пришли композиционные материалы. На сегодняшний день «клинкерная» обшивка лодок ушла в небытие, поэтому все гоночные лодки стали называть просто «скифами». Производить лодки из углеродных материалов по принципу многослойного «сэндвича» начали в 1980 г. В качестве связующего звена в этой технологии применяют высококачественные эпоксидные смолы. Современные лодки стоят довольно дорого. Цена одиночного судна стартует примерно от тысячи долларов.
Весла
Весла, используемые в академической гребле, делаются на основе эпоксидного отверждения. Они обладают высокими упруго-прочностными характеристиками, эксплуатационной стабильностью и малой массой. Лопатка весла состоит из стрех слоев и производится методом «прямого» прессования. А стержень, который имеет овальное сечение, изготавливается путем намотки с последующим отверждением.
Требования к инвентарю
Официальные правила накладывают на инвентарь такие требования:
- К соревнованиям не допускаются лодки с неподвижными уключинами.
- Подножка должна выполняться таким образом, чтобы при переворачивании лодки она не мешала гребцу в кратчайшие сроки выбраться из лодки, без помощи рук.
- На носу лодки должен стоять держатель для флюгарки и белый резиновый шарик.
- Минимальный вес лодки без радиосистем и весел: одиночка – 14 кг; двойка рулевая — 32 кг; двойка парная, безрульная — 27 кг; четверка рулевая — 51 кг; четверка безрульная — 50 кг; четврека парная — 52 кг; восьмерка — 96 кг.
- Лопасти распашных весел должны быть толщиной не менее 5 миллиметров. По краям, толщина убывает, начиная с расстояния 3 мм от края. Лопасти распашных весел должны иметь толщину в 3 мм, начиная с 2 мм от края.
Традиции
На Западе гребля академическая имеет давние традиции, которые неукоснительно и даже с определенным азартом поддерживаются спортсменами. Главные из них:
- С начала XIX в Лондоне на реке Темза проходит классическая Королевская регата, в которой состязаются экипажи Оксфорда и Кембриджа.
- Наиболее распространенная дистанция для заплыва, если не брать во внимание детские и юношеские соревнования – 2 км. Исключением являются несколько великобританских классических гонок.
- До стартового сигнала лодки держат стюарды. Никакая техника на старте не используется.
- Если команда одержала победу в заплыве, рулевого бросают в воду. Если рулевого в команде нет, то все члены экипажа прыгают в водоем, взявшись за руки.
Термины
Специфическими терминами и жаргонизмами может похвастаться практически любой спорт. Академическая гребля не исключение. Рассмотрим некоторые из них.
Банка. Так называется подвижное сидение. Оно выполняется из древесины или пластика и ездит на 4-х колесиках по специальным рельсам. Благодаря подвижности сидения, спортсмен может помогать себе ногами.
Подножка. Представляет собой пару обуви, закрепленную на металлической пластине. Играет роль опоры во время толчка. В заплыве без рулевого, у одного из гребцов правый ботинок подсоединяется к рулевому механизму, для корректировки направления движения.
Полозки. Это рельсы, по которым двигается банка.
Отвод/кронштейн. Металлические трубки, которые скреплены между собой в виде конуса и установлены на бортах лодки (в парных судах – слева и справа, в распашных – слева или справа). Играют роль опоры для весла.
Фальшборт. Пластина, закрепленная вдоль вершины борта, перпендикулярно ему. Защищает экипаж от брызг.
Козырек. Устанавливается за спиной первого номера и защищает экипаж от воды.
Вертлюг. Служит для крепления весла к концу кронштейна.
Носик. Резиновый шарик, установленный на носу лодки. Предупреждает повреждение инвентаря при столкновении судна, с чем либо.
Каблук. Пластиковая деталь, которая ограничивает длину весла.
Выдающиеся гребцы
Удивительно, но самым юным чемпионом по академической гребле стал 10-летний парнишка, который попал в экипаж совершенно случайно. Его взяли в команду вместо заболевшего рулевого. Случилось это в 1990 году.
Самым выдающимся гребцом стал англичанин Стив Редгрейв. Он побеждал во всех соревнованиях, в том числе Олимпиадах, на протяжении 20 лет. Перед пятой Олимпиадой в 1992 году врачи нашли у Стива сахарный диабет. Он не сдался и в очередной раз стал чемпионом, после чего ушел из спорта. Повторить достижение Стива мечтают все олимпийские чемпионы по академической гребле. Кстати говоря, в СССР таковых было 18. В России олимпийских чемпионов пока что лишь четверо: Кравцов Игорь, Спинев Николай, Свирин Алексей и Федоровцев Сергей.
Международная федерация академической гребли
Международная федерация организует и проводит состязания разного уровня. Кроме того, она работает над расширением географии соревнований, совершенствованием правил, улучшением методологии тренировок и прочими направлениями развития данного вида спорта.