Содержание статьи
Характеристика и описание проблемы
Дизонтогенез - это неправильное развитие психики, что возникает под влиянием патогенных факторов на организм человека и приводит к такому ущербу, при котором становится невозможным нормальное развитие без специальной помощи.
Важной составляющей постнатального (после рождения) онтогенеза выступает психический онтогенез, который заключается в психическом развитии человека. Самым важным периодом его становления является детский и подростковый возраст, когда формируются функции психики и сама личность. Дизонтогенез - это расстройство процесса становления психики на любом этапе индивидуального развития человека.
Причины развития патологии
Расстройства нервной системы могут быть спровоцированы многими причинами как биологического, так и социального характера.
Биологические факторы дизонтогенеза:
- Аномалии развития головного мозга в результате генных мутаций, наследственных дефектов, хромосомных аберраций.
- Родовые травмы.
- Инфекционные и воспалительные заболевания.
- Травмы и повреждения головы, интоксикация организма.
- Доброкачественные или злокачественные новообразования в раннем детском возрасте.
Важным моментом в этом случае является время повреждения головного мозга, локализация и интенсивность патологического процесса, а также степень его распространения.
Социальные факторы дизонтогенеза:
- Неправильное воспитание, например гипер- или гипоопека.
- Длительные стрессы и эмоциональные напряжения.
- Депривация разной этиологии.
Чувствительность психики к негативным воздействиям определяется, прежде всего, особенностями возрастного периода развития ребенка. Чем меньше ребенок, тем в большей степени проявляются признаки дизонтогенеза.
Классификация психического дизонтогенеза
В психологии и психиатрии принято выделять несколько форм дизонтогенеза:
- Регресс, который характеризуется возвратом психических функций на ранний период развития. Он может быть временным или стойким, сопровождающимся повреждением функций. Такое явление наблюдается при соматических патологиях в первые годы жизни, аутизме, сильной психической травме, остром развитии шизофрении. Чем сильнее поражена нервная система, тем стойче будет регресс, при этом возникает риск необратимого вытеснения функций из психики.
- Распад характеризуется выпадением психических функций, их дезорганизацией.
- Ретардация обуславливается задержкой психического развития. Она может быть тотальной или частичной. При частичной ретардации происходит приостановка развития только некоторых функций психики и отдельных свойств личности.
- Искажение (асинхрония) – нарушение гармоничности и пропорциональности психического развития, при котором происходит опережение развития некоторых функций и отставание созревания других свойств психики. Обычно такое явление происходит при перестройке отношений внутри системы.
Разновидности патологии
В психиатрии существует множество вариантов данной патологии. По Г. Е. Сухаревой выделяют три вида дизонтогенеза: задержанное развитие, поврежденное и искаженное. В. В. Лебединский утверждает, что нарушения в развитии происходят неравномерно. Сначала страдают те функции, что наиболее интенсивно развиваются на данный период времени и являются наиболее уязвимыми к негативным воздействиям. Потом начинают страдать те функции, которые связаны с ранее поврежденными. Поэтому у человека при нарушении психического развития одни функции сохраняются, другие повреждаются, а третьи задерживаются.
Виды психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому:
- Недоразвитие психики, в результате которого развивается олигофрения.
- Задержка психического развития.
- Повреждение развития, деменция.
- Нарушение развития анализаторных систем.
- Искажение развития, аутизм.
- Диасгармоничное развитие, в частности эмоционально-волевой сферы, психопатия.
Особенности патологии
В психиатрии многие авторы рассматривали особенности дизонтогенеза. Сегодня выделяют несколько параметров, которые определяют типы психических нарушений:
- Функциональное месторасположение дефекта. В данном случае может происходить расстройство взаимодействия коры и подкорки головного мозга, что проявляется в недостаточном развитии некоторых функций.
- Время поражения, от которого зависит характер нарушения развития психики, а также сила негативного воздействия.
- Взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями.
- Расстройство взаимодействия между функциями психики в результате протекания аномального системогенеза.
Закономерности аномального развития
Учитывая все вышеперечисленные факторы, дизонтогенез - это аномальное развитие психики, при котором у человека снижается способность к приему, переработке и хранению информации, возникает трудность передачи и принятия информации посредством речи, замедляется процесс формирования понятий. Детям с нарушением психического развития присущи следующие моменты:
- расстройство умственных способностей;
- нарушение развития речевой функции;
- недоразвитие двигательной активности.
Дизонтогенез - это процесс нарушения развития психики человека или ее составляющих, которое происходит в результате воздействия биологических и социальных негативных факторов. Патология может быть выражена в виде умственной отсталости, задержки психического развития, его искажения и иных расстройств, а также аутистических нарушений, акселерации, психического инфантилизма, соматопатий или гиперкинетического синдрома.
Точный диагноз и выявление структуры поражения дают возможность психологу или психиатру, а также родителям направить свои усилия на преодоление расстройства психического развития или адаптацию ребенка в социуме.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.