Содержание статьи
Сумо – вид борьбы, который уже давно является национальным видом спорта в Японии. Ее происхождение восходит к периоду Яей (около 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.). Она включает множество элементов синтоистской религии в виде различных ритуалов и церемоний, которые обычно длятся намного дольше самого поединка. До сих пор соревнования в этом виде спорта считаются священным событием, а павильон, в котором совершаются поединки, приравнивается к синтоистскому храму.
Происхождение и развитие
Истоки борьбы сумо теряются в тумане времени, но, как полагают, она впервые практиковалась в период Яей как часть синтоистского ритуала, когда на бой вызывались «ками» или духи.
Традиционно самым первым борцом считается Номи-но Сукунэ, которому император Суйинин (29 до н. э. – 70 г. н. э.) приказал сразиться с Тагима-но Кэхаем. Номи-но Сукунэ победил, хотя и закономерно, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.
Фигуры сумоистов окружали самые древние японские захоронения, также были найдены изображавшие их глиняные игрушки периода Кофун.
Соревнования по борьбе сумо в Японии стали важным ритуалом в VIII в. н. э. В поединках, известных как цудзи-дзумо, участвовали самураи. Они не отличались большим количеством правил, часто заканчивались смертью, а призом были наличные. Другим типом боев были кандзин-дзумо, которые проводились в храмах, чтобы собрать деньги на их содержание.
После XII века эта борьба почти исчезла, поскольку упадок власти Императорского двора и появление класса самураев привели к политической нестабильности. Последний официальный сумо-сэти проводился в 1174 году. При сегунах публичные матчи были запрещены, но среди самураев занятие боевыми искусствами поощрялось. Есть несколько картин, изображающих людей, занимающихся этим видом борьбы в полной экипировке вне площадки дохе.
Считается, что круг, отделяющий борцов от зрителей, появился в XVI в. на турнире, организованном главным военачальником Японии Одой Нобунагой. Тогда сумоисты носили свободные набедренные повязки, а не гораздо более жесткие современные маваси. В период Эдо во время схватки борцы носили окантованные кэсе-маваси, а сегодня их одевают только на время предтурнирных ритуалов. Большая часть остальной спортивной формы, используемой в данное время, появилась в ту же эпоху.
Современная история правил и техники борьбы сумо началась в синтоистском храме Томиока Хачимангу в Токио. Регулярные поединки здесь организовывались с 1684 года. В частности, бывший самурай Икадзути Гондаю создал правила и арену, которые используются и по сей день. Борцы сумо, в народе называемые «рикиси», позже стали профессиональными спортсменами, а сама борьба – национальным видом спорта. Как и раньше, она продолжает считаться священной.
Синтоистские ритуалы
Взрывному физическому удару в борьбе сумо предшествует длинная серия ритуалов и поз, которые происходят от древних поединков и синтоистской религии. Один из таких ритуалов заключается в том, что участник соревнования поднимает одну ногу и несколько раз сильно ударяет ею по земле. Он происходит из архаичной практики воинов, совершавших такие движения перед битвой, чтобы напугать врага, которая носит название «сико». Этот же ритуал совершала богиня Аматэрасу, когда она столкнулась с непослушным братом Сусаноо в мифологии Синто.
Также борцы перед боем хлопают в ладоши. Это еще одна синтоистская традиция: верующий хлопает, чтобы обозначить начало и конец молитвы.
Другой ритуал заключается в том, что спортсмены периодически разбрасывают соль. Это акт очищения, который практикуется в синтоистских святынях, чтобы прогнать злых духов.
Наконец, судья матча сумо сам по себе является поразительным зрелищем, поскольку одет в халат, похожий на те, которые носили в средневековые времена в императорском дворе Японии, и которые сегодня одевают синтоистские священники.
Площадка для борьбы
Два борца смотрят друг на друга, стоя на поднятой квадратной платформе из утрамбованной глины, покрытой слоем песка. Площадка для борьбы сумо в ширину имеет размеры ровно 5,7 м с каждой стороны и 34–60 см в высоту. Ринг или дохе представляет собой идеальный круг диаметром 4,57 м, отмеченный плетенками из рисовой соломы. После каждых соревнований площадка разбирается. Высоко над платформой поднят навес с цветными кистями, свисающими с 4-х его углов, и весь ансамбль имеет статус священной святыни Синто, которую он близко напоминает.
Победитель схватки должен либо вытолкнуть своего оппонента из соломенного круга, либо заставить его опуститься. Если какая-либо часть тела борца, кроме его ног, касается глиняного пола, то он проигрывает. Спортсмены с волосами, связанными сложным узлом в подражание средневековым самураям, носят «маваси» или большой пояс, за который может схватиться противник, чтобы бороться или поднимать его обладателя, выталкивая его за пределы круга или сбивая с ног. В самых быстрых схватках на выполнение этой задачи может уйти всего несколько секунд, но сложность заключается в огромном размере борцов. Многие сумоисты весят 150 кг, но масса отдельных гигантов может превышать 200 кг.
Организация
Некоторые борцы сумо в Японии являются суперзвездами, особенно победители турниров, которые получили престижное звание «екодзуна» или великого чемпиона. Однако участие в этом виде спорта не ограничивается только японцами, поскольку некоторые екодзуна родились в Монголии и на Гавайях. Даже менее известные сумоисты пользуются популярностью, так как их часто приглашают в частные дома в конце зимы, чтобы избавить дом от плохих духов или «они» в церемонии, известной как «сецубун» («второй день, второй месяц»). Борец сумо бросает бобы и неоднократно выкрикивает фразу «они ва сото, фуку ва ути», что означает «демоны прочь, удача приди».
Сумоисты на японском языке называются «рикиси». Два иероглифа, образующих это слово, означают «силу» и «воина». В 6 лигах – маку-ути, дзуре, макусита, санданме, дзонидан, дзонокути – насчитывается около 650 рикиси.
Маку-ути (включает 42 лучших спортсмена), естественно, получает наибольшее внимание средств массовой информации. На вершине находится екодзуна, великий чемпион. Эту позицию обычно занимают, выигрывая два хон-басе (крупных турнира, которые определяют рейтинг) подряд. Ежегодно проходит 6 хон-басе (в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке), по одному в каждый нечетный месяц, и они продолжаются 15 дней. К 2018 году в истории спорта было всего 72 екодзуна, что должно дать представление о том, как сложно добиться этого титула. Рикиси из двух лучших дивизионов (известных как «секитори») борются в каждом крупном турнире.
Предварительный ритуал
Уникальность японской борьбы сумо заключается в том, что зрелищная предматчевая церемония столь же увлекательна, как и сам бой. За день до каждого крупного турнира глиняная платформа дохе с кругом диаметром 4,55 м, в котором происходит поединок, «очищается» молитвой за безопасность рикиси. Она включает помещение соли, очищенного риса, высушенного каштана, сушеных водорослей, сушеных каракатиц и ягод мускатного ореха в маленькой ямке в центре ринга в качестве приношения богам.
Рикиси взбираются на дохе с востока и запада, при этом восточная сторона делает это первой. Борцы выходят в центр круга и останавливаются точно за линиями сикири-сэн, разделенные всего несколькими сантиметрами. Они пристально смотрят друг другу в глаза и совершают ритуал, называемый «сико». Он заключается в том, что борцы хлопают в ладоши и поочередно поднимают и опускают правую и левую ноги, что, вероятно, является тем действием, с которым больше всего ассоциируются этот вид спорта за пределами Японии. Но это больше, чем просто разогревание мышц. Хлопки служат для привлечения внимания богов, поднятые к небу руки демонстрируют отсутствие оружия, а знаменитое топание ногами необходимо, чтобы раздавить любого злого духа.
По окончании сико рикиси покидают круг и очищают себя. Первый ритуал называется «тикара-мидзу», что буквально означает «сильная вода». Каждый рикиси получает эту воду от противника, которого они победили последним. Подобно очищающему ритуалу в святилищах и храмах, каждый рикиси принимает горсть воды, ополаскивает ею рот и омывает тело. Затем борцы берут горсть соли и разбрасывают ее над рингом.
Поединок
Как только судья синпан дает сигнал начала схватки, каждый рикиси приседает за белой линией длиной 80 см, называемой «сикири-сэн». Так как рассчитана борьба сумо на двоих участников, то таких линий две. Поединок начинается, когда оба рикиси положат сжатые кулаки за свой сикири-сэн.
Поскольку именно сами борцы в конечном итоге решают начало боя, эти моменты могут быть невероятно напряженными. Рикиси часто приседают на нескольких секунд, осторожно наблюдая, что сделает их противник, прежде чем встать снова. Они могут выйти из ринга в свой угол, но если они это сделают, они должны снова очистить круг солью перед повторным входом. Победителя определяет единственный бой (это не самая лучшая система), и, поскольку первые несколько секунд, в течение которых рикиси сталкиваются, часто оказываются решающими, можно понять, почему предварительные действия часто являются самыми интенсивными моментами боя.
Если судья определит, что один из борцов не положил оба кулака на землю до начала поединка или если оппонент решит, что он не совсем готов, схватка останавливается. В этом случае сумоисты должны вернуться на свою стартовую позицию.
Стартовый рывок тати-ай является одним из наиболее важных этапов поединка. Хорошее начало позволяет сумоисту бороться в том стиле, который ему подходит более всего.
Официально существует 82 техники, называемых кимари-те («решающая рука»), с помощью которых рикиси может выиграть матч (например, вытолкнуть, бросить за шею и т. д.). Как только победитель будет определен, оба рикиси становятся по обе стороны от круга и кланяются друг другу, не показывая эмоций, прежде чем побежденный покинет ринг для борьбы сумо, и синпан официально объявит победителя.
Общий выход на ринг
Каждый день соревнований начинается с поединков нижнего ранга, прежде чем настанет время матчей дзюре и маку-ути. Каждому раунду боев предшествует специальная процессия, называемая дохе-ири, когда рикиси стоят за пределами круга дохе, одев свои маваси (шелковые набедренные повязки), и выполняют альтернативную версию ритуала сико, упомянутого выше. Они хлопают в ладоши и потирают руки, чтобы убедиться, что боги смотрят, символически очищаясь, прежде чем покинуть ринг, махнув своим маваси, чтобы показать, что под ним нет никакого оружия.
Екодзуна исполняет свой собственный ритуал выхода в круг, представляющий собой более сложную и более продолжительную версию сико, в котором также участвует синпан и два других рикиси, присутствующие на дохе.
Правила боя
Основное правило борьбы сумо простое: если какая-либо часть тела, кроме ног, касается земли или спортсмен выходит за пределы круга, матч заканчивается, и оппонент объявляется победителем. Во время поединка запрещены следующие действия:
- хватание за волосы;
- выдавливание глаз;
- удары кулаками (шлепки открытыми ладонями допускаются);
- удушение (хотя толчки открытыми ладонями в горло противника разрешены);
- захват части маваси противника в области промежности.
Борец, использовавший запрещенный прием, автоматически проигрывает, как и тот, у кого развязался маваси. Также поражение засчитывается тому, кто не может продолжить бой (например, после травмы). После объявления победителя судья должен сообщить о приеме, который привел к победе.
Весовые категории отсутствуют. Речь идет не только о размерах: маневренность может быть также важна, и маленькие рикиси имеют то преимущество, что они могут отступить и, проскользнув за своего более крупного противника, использовать его значительную инерцию против него.
Участие иностранцев и женщин
Хотя исторически в этом виде спорта доминировали японцы, в последнее время привычными участниками соревнований по сумо все больше становятся иностранцы. Рикиси, который одержал самые крупные победы в турнирах, – монгольский спортсмен по имени Хакухо Се (Мунхбатын Давааджаргал). В настоящее время иностранцы (из которых большая часть являются монголами) составляют около 5% от общего числа сумоистов.
В профессиональной борьбе сумо женщины участвовать не могут. Но этот запрет не распространяется на любителей. Центром женской борьбы сумо считается Бразилия.
Интересные факты
Самый длинный матч сумо продолжался 32 минуты, включая 2 мидзу-ири (короткими перерывами, которые объявляются, когда поединок заходит в тупик).
Наибольшее количество побед подряд – 69 – одержал Футабаяма Сададзи (1912-1968).
Самым тяжелым борцом сумо в истории был Орара Сатоси – российский спортсмен из Республики Бурятия, граничащей с Монголией, который весил 271 кг.
Базовое вознаграждение сумоиста определяется его рангом. Екодзуна получает около 2,8 млн иен в месяц, а борцы дзюре – около 1 млн.
После серьезной автокатастрофы с участием спортсмена Митоидзуми Ассоциация сумо запретила сумоистам сидеть за рулем автомобиля.
Судьи гедзи, подобно борцам, вступают в профессию с 16 лет и остаются в ней до выхода на пенсию. Их традиционная одежда строго зависит от ранга, и по мере профессионального роста они получают почетные звания. Гедзи наивысшего ранга берет себе имя Кимура Сеносукэ, но, в отличие от екодзуна, носить его может только один.
У каждого судьи есть короткий меч танто длиной 15–30 см. С его помощью он должен совершить ритуальное самоубийство в случае принятия неверного решения.
В соответствии со строгими правилами, регламентирующими их жизнь, сумоистам запрещено выбирать себе одежду. Они должны отращивать волосы, чтобы можно было завязать их в узел тен-магэ, подобный тому, который был у самураев в период Эдо. Такую прическу, как и традиционную одежду, борцы сумо должны носить постоянно. При этом одежда начинающих сумоистов должна быть сделана из дешевого хлопка, а на ногах у них обязательно должны быть деревянные сандали гета, даже зимой. С повышением ранга борцам позволяется иметь все более дорогую одежду и даже выбирать ее самому.
Описывая борьбу сумо, нельзя не упомянуть основной рацион сумоистов – тянко-набэ. Это богатое белками японское рагу, состоящее из рыбы, мяса и овощей в курином бульоне, специально разработанном для того, чтобы помочь рикиси набрать вес. Не обязательно быть борцом, чтобы его попробовать – есть рестораны, которые специализируются на этом блюде.